01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Алексей Баталов – дорогой наш человек

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Алексей Баталов – дорогой наш человек

Алексей Баталов – дорогой наш человек

Автор: В. Шендерович; Ю. Рост (текст и фото) — Дата создания: 16.06.2017 — Последние изменение: 17.06.2017
Участники: А. Алексеев
Вчера, 15 июня 2017, в возрасте 88 лет, умер народный артист СССР Алексей Баталов. Великий киноактер снялся более чем в 40 фильмах, среди них «Летят журавли», «9 дней одного года», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит». Жизнь поколений от «шестидесятников» до их внуков прошла под звездой его творчества. А. Алексеев.

 

 

 

 

 

 

 

Из портала радио «Свобода»: 
АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА ВСПОМИНАЕТ ПИСАТЕЛЬ ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

Андрей Шароградский

15.06.2017


– Когда-то Евтушенко сказал о том, что поэт в России больше, чем поэт. Но бывают и такие актеры... Актер, конечно, зависимая профессия. Он говорит текст, написанный сценаристом, в фильме, который снимает режиссер. Но бывают такие актеры, которые почему-то становятся больше, чем актеры, которые становятся символом чего-то. Вот такая у них сила обаяния, такая ясность образа, образа именно человеческого прежде всего. Баталов был редчайшим случаем такого "человека-актера". Ведь он не был великим лицедеем. Его нельзя сравнить ни с Евстигнеевым, наверное, ни с Янковским, ни с Михаилом Чеховым – с точки зрения собственно лицедейства. Он был довольно похож на самого себя во всех своих ролях, и он был... Ну, может быть, киноведы меня поправят, вспомнят какой-нибудь тяжело отрицательный образ, но он был всегда невероятно харизматично притягателен. Он был мечтой женщин и завистью мужчин. Такого не бывает – такого сплава мужской силы, надежности и интеллигентности, тонкости. Это человеческий сплав, это, конечно, баталовский прежде всего сплав. И этим своим сплавом он наделил и героя фильма "Летят журавли", и физика Гусева, и канатоходца Тибула, и Гогу-Гошу, который, собственно, и сделал его... Не хочется говорить "секс-символом", потому что, в общем, это как-то меньше того, чем был Баталов. Но, безусловно, и секс-символом, притягательным для абсолютно всех. Трудно было представить женщину, не влюбленную в Баталова. Вот это такая мощная сила человеческого притяжения. Он был интеллигентным человеком, он был дружен с Ахматовой, он был наследственным интеллигентом – из семьи артистов, старый МХАТ... Это вот такая старая интеллигенция, память о которой, можно сказать, пронизала и его. Он был, конечно, феноменальный человек. Человек гораздо больше, чем, собственно, артист, чем, собственно, лицедей. Он был огромный Человек.
Удивительно, что сегодня, при более чем почтенном возрасте, в котором он ушел, я в своей душе нашел и чувство удивления. Потому что я всю свою жизнь прожил при Баталове. От канатоходца Тибула из "Трех толстяков", увиденного в детстве, идет и вся моя жизнь. И я понимаю, что это чувство со мной разделяют десятки миллионов людей. Как может быть, что Баталов умер? Он был всегда и всегда будет! В каком-то смысле, конечно, кино оставляет нам счастливую возможность увидеть его... "Вечно живые" – называлась пьеса, по которой был снят фильм "Летят журавли". Вот с таким вот вечно живым Алексеем Баталовым, – заключает Виктор Шендерович.
**

 

Из «Новой газеты»:

МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО НЕТ БАТАЛОВА

Юрий Рост

16 июня 2017

 

Мне очень жаль. Он был хороший человек — Алексей Баталов. И актер замечательный. С его уходом в нашем кино, в нашей культуре, в нашей жизни поубавилось достоинства и благородства. Он как-то дистанцировался от привычной жизни, был в стороне, в своей стороне, а в каждом доме считали его своим.

 Алексей Владимирович был положительным героем нашего кинематографа, начиная с «Дела Румянцева». Актерский диапазон его велик, и хотя Баталов категорически узнаваем в каждой роли, ему верили. А он не обманывал: в чеховской ли «Даме с собачкой», или в «Трех толстяках» Олеши, или в десятках других картин…

 

 

Баталову даже не обязательно было являть свое обаятельное и умное лицо на экране, чтобы заворожить зрителя. В норштейновском «Ёжике в тумане» он только говорит с нами. (Язык не поворачивается сказать, что читает дикторский текст.) Но как говорит!

Баталов был вежливо доступен и вежливо огражден.

Я знал его больше пятидесяти лет. У нас были общие друзья и близкий нам обоим дом замечательной ленинградской актрисы Анны Григорьевны Лисянской, где мы с Алешей устраивали розыгрыши. По старой памяти он меня даже звал дружеской кличкой, при мне он женился на красавице Гитане, с которой прожил всю жизнь, я ездил к нему на съемки, где он сам, без дублера, ходил по канату в роли гимнаста Тибула. Казалось, был недалеко. Но я ничего не знаю о Баталове, кроме того, что он считал нужным показать. Но и того, что видел в его героях, достаточно, чтобы сегодня горевать, что рядом с нами нет человека, ничем за свою жизнь не омрачившего образа, который мы, любя его, нарисовали себе.

**                 

 

К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ…

 

Из Википедии:

 

…11 марта 2014 года А. Баталов подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму[6].

 

В обращении говорилось:

…В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем. Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму…

 

…Более 80 российских деятелей культуры подписали коллективное письмо в поддержку позиции президента Владимира Путина по Украине и Крыму. Позднее список расширился до более пятисот человек[2].

 **

 

См. также на портале радио "Свобода":

Гоша, он же Тибул, он же ёжик в тумане
Сетевой некролог Алексею Баталову

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by Disqus