01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Завен – это гимн живописи!»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «Завен – это гимн живописи!»

«Завен – это гимн живописи!»

Автор: Андрей Николаевич Алексеев Дата создания: 13.11.2012 — Последние изменение: 14.11.2012
Участники: Андрей Чернов
"Несториана"
Выставка «О радости земной» Завена Аршакуни, которого называют и «царем петербургских живописцев», и «Окуджавой в изобразительном искусстве», продлится в Центральном выставочном зале «Манеж» (Исаакиевская пл, д. 1) до 24 ноября.

 

 

 

Питерский живописец Завен Аршакуни (1932–2012)

Лет сорок назад от одного представителя запрещенной в СССР науки социологии, я услышал, чем слава отличается от популярности. Оказывается, – признанием в узком кругу профессионалов.

«Завен – это гимн живописи» – сказал сегодня один замечательный питерский художник. Новости в этом заявлении не было. Коллеги не вчера окрестили Завена и «царем петербургских живописцев», и «Окуджавой в изобразительном искусстве». (Почему не Ленноном, не Луи Армстронгом или Дюком Эллингтоном, – не знаю.)

Сегодня его работы в десятках крупнейших музеях мира. Что же его имя не гремит на всех перекрестках?.. Сам спросил – сам отвечу. Человечество научилось адекватно тиражировать текст (и даже голос!) раньше, чем цвет. Живопись была не по зубам самиздату. А потому о радостной, светлой, запредельной в космической своей мощи живописи Завена (то детской до условности, то до зримой осязательности чувственной) знает лишь тот, кто вкусил ее в подлиннике.

Живопись, она, как поэзия. На язык инородного материала почти непереводима. Альбомы (пусть и в Финляндии напечатанные), как и, увы, интернет, дают лишь относительное представление.

Он никогда не писал с натуры. На пленере делал наброски карандашиком в блокнот. Краски брал в руки только в мастерской.

Какой он был человек? Тихий. Дружелюбный. С тремя профессиональными гитарами в мастерской (играл только классику).

Но вот рассказ с поминок… Начало пятидесятых, «дело врачей», антисемитская истерия. К чернявенькому Завену Аршакуни цеплялись на улице: «Еврей?..» «Еврей» – говорил он. И лез драться.

Так лез в драку и на худсоветах, когда за искусство выдавали подделку.

Воспитательница Завена в блокадном, а потом уже и горьковском детдоме, Вера Николаевна Рогова (ей за девяноста, но на открытие выставки в Манеже она пришла), рассказала, что рядом с его кроватью ставили кровати проблемных детей. Рядом с ним просто невозможно было быть плохим.

С бору по сосенке, из сети по нитке составляю виртуальную галерею Завена. Конечно, мог бы сделать это и раньше. Да не додумался.

При жизни у него были даже награды – медаль жителя блокадного Ленинграда и серебряная медаль, полученная  в 2003 году от Российской Академии художеств. Звание члена–корреспондента  той же Академии ему присудили в 2007 году. После похорон Павел Никонов привез золотую медаль Академии.

Только на открытие выставки не приехал ни один телеканал. Почему? Вопрос не ко мне – к потоку того времени, с которым этот художник так давно разошелся. Просто жили они в разных измерениях. И шли невстречными курсами.

Несколько лет назад приятель затащил его на модную постмодернистскую выставку. А потом поинтересовался, мол, ну как тебе?.. – Понимаешь, – виновато вздохнул Завен, – у меня другая профессия.

Выставка Завена Аршакуни в Петербурге, в Конногвардейском Манеже (это два этажа картин и рисунков, собранных из многих музеев мира), открыта до 24 ноября.

Остерегайтесь подделок. На художественном рынке они уже появились.

Разминувшийся с временем, этот художник отразил его, как никто. Так отражают смертельный удар. Всем существом.
Он разошелся с эпохой. Он сам стал эпохой.

Андрей Чернов

См. на сайте «Несториана» виртуальную коллекцию картин Завена Аршакуни, собранную Андреем Черновым и Натальей Введенской.

 

Михаил Яснов

 

ПАМЯТИ ЗАВЕНА АРШАКУНИ

 

Петербургский художник армянских кровей,

для кого-то – нацмен, для кого-то – еврей,

для кого-то – забота иная,

а для нас он – водитель трамвая.

 

Этот красный трамвайчик я знаю в лицо:

у него на холсте, возле рамы, кольцо.

И садится водитель трамвая,

пассажиров ночных подзывая.

 

Мы отправимся в путь вдоль каналов и рек.

Так какой, извините, за окнами век?

То ли это Растрелли с Трезини,

то ли города нет и в помине.

 

Это белая лошадь в туманном окне,

это ослик с поклажей на круглой спине,

это луковки Божьего мира

и младенец во чреве буксира.

 

Это солнце, которое бьет через край

полотна, и звенит огоньками трамвай:

колокольчики – желтый и синий –

в лабиринте проспектов и линий…

 

См. также на Когита.ру: 

Умер художник Завен Аршакуни

Прощание с Завеном Аршакуни

 

относится к:
comments powered by Disqus