01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам? Окончание

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам? Окончание

А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам? Окончание

Автор: А. Алексеев; Левада-центр — Дата создания: 09.07.2016 — Последние изменение: 09.07.2016
По материалам всероссийских опросов Левада-центра, при оригинальной интерпретации данных этих опросов, осуществляемой автором. А. А.

 

 

 

 

Эта работа являет собой композицию публикаций автора на Когита.ру за период с июня 2015 по июнь 2016 г. В свою очередь, они являются частью более долгосрочного (с 2012 г. по настоящего время) мониторинга взаимоотношений общества и власти, структуры и динамики массового сознания в том, что можно определить как «гражданское самосознание» общества.

Разумеется, этот мониторинг, осуществляемый на базе опросов общественного мнения (преимущественно используются данные Левада-центра), ограничен в своих информационных возможностях как спецификой метода, так и внешними обстоятельствами, т. е. социальными условиями его применения.

«Угол зрения», под которым рассматриваются привлекаемые к анализу материалы, определим как МЕРЫ ДОВЕРИЯ: а) граждан к власти; б) граждан к социологам-полстерам; и в) самих социологов к гражданам (респондентам), отвечающим на их вопросы. В каждом из этих отношений кроются свои общественные и научные проблемы, от разрешения которых все субъекты отношений весьма далеки.

Здесь особо отметим проблему ДОСТОВЕРНОСТИ социологического знания, или адекватности того представления о состоянии и трендах массового сознания, которое удается получить социологам-полстерам  в итоге проводимых опросов.

А. Алексеев. 3.07.2016

**

 

Содержание

 

Несколько вступительных слов

(1) Парадоксы современной опросной практики

(2) Желающие видеть В. Путина на посту президента РФ после выборов 2018 года

(3) Судите сами, в какой мере граждане доверяют власти

(4) О доверии к социологам и об откровенности граждан

(5) Главные достижения и главные неудачи Путина, по мнению россиян. И чьи интересы он выражает?

(6) Рейтинги: «одобрения», «доверия» и «эффективности»

(7) О мере легитимности Правителя

(8) Животрепещущие проблемы опросной социологии в России

(9) Свое мнение лучше оставить «при себе»

(10) «Холодильник» в контрнаступлении на «телевизор»

(11) Большинство россиян не в курсе насчет «дела Литвиненко»

(12) Отношение к памяти о Борисе Немцове – тест для россиян

(13) В. Путин: падение рейтинга доверия и… рост заявленной поддержки

(14) За последний год ваша жизнь, жизнь вашей семьи стала лучше, хуже или не изменилась?

(15) Государство и граждане: кто кому и чем обязан?

(16) Доверие к институтам общества и недоверие к институтам власти – таков «приговор» украинцев

(17) Предвыборный «пейзаж»: данные всероссийского опроса с нашими комментариями

(18) Общественное мнение об экономическом кризисе, повседневной жизни людей и направлении хода дел в стране

Вместо заключения

**

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам

- А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам. Продолжение 1

- А. Алексеев. О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам Продолжение 2

**

 

<…>

 

(16)

 

ПРЕДВЫБОРНЫЙ «ПЕЙЗАЖ»:

ДАННЫЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА

С НАШИМИ КОММЕНТАРИЯМИ

 

В сентябре 2016 грядут выборы в Государственную Думу, в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Насколько активной может быть явка на эти выборы и каковы шансы разных партий на представительство в этих выборных органах? Об этом отчасти позволяют судить данные майского опроса Левада-центра. А. А.

 

Пресс-выпуск Левада-центра от 6.06.2016

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ПАРТИЙ

 

Опрос проведен 27–30 мая 2016 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4% для показателей порядка 50%.

 

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ОТРАЖАЕТ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ ГОЛОСОВАТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ? (один ответ)

авг.

95

авг.

99

авг.

03

авг.

07

авг.

11

янв.

16

фев.

16

мар.

16

апр.

16

май.

16

Уверен, что не буду голосовать на выборах в Госдуму

25

18

16

14

10

11

12

13

14

14

Сомневаюсь, что буду голосовать

12

9

10

13

13

10

12

11

10

12

Не знаю, буду голосовать или нет

16

16

18

16

21

24

20

22

25

26

Скорее всего, буду голосовать на выборах в Госдуму

21

15

28

33

30

30

30

32

26

25

Совершенно точно, буду голосовать на этих выборах (конечно, если только до этого момента со мной ничего не случится)

23

39

26

20

22

21

21

19

21

19

Затруднились ответить

3

3

2

4

4

5

5

3

5

5

 

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (один ответ; закрытый вопрос; в % от ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОПРОСА)

янв.16

фев.16

мар.16

апр.16

май.16

Единая Россия (Д. Медведев)

39

40

40

42

35

Коммунистическая партия (КПРФ) (Г. Зюганов)

10

10

13

10

14

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (В. Жириновский)

5

6

6

7

9

Справедливая Россия (С. Миронов)

3

3

3

3

2

Партия прогресса (А.Навальный)

1

1

1

<1

1

Коммунисты России (М. Сурайкин)

<1

1

1

Гражданская сила (К. Быканин)

1

Патриоты России (Г.Семигин)

<1

<1

<1

<1

<1

Гражданская платформа (Р.Шайхутдинов)

1

<1

1

1

<1

Родина (А. Журавлев)

<1

1

1

1

<1

Яблоко (Э.Слабунова)

<1

<1

<1

<1

<1

Альянс зеленых – Народная партия (А. Закондырин)

<1

<1

<1

1

ПАРНАС (М. Касьянов)

<1

<1

<1

<1

<1

Партия роста (Б. Титов)

<1

<1

<1

Российская партия пенсионеров за справедливость (Е. Артюх)

<1

Российская экологическая партия “Зеленые” (А. Панфилов)

<1

Другие

1

<1

<1

<1

<1

Испортила (а)/ унесла (ла) бы бюллетень

1

1

2

1

Не стал (а) бы принимать участие в этих выборах

19

Не знаю, за какую партию стал(а) бы голосовать

10

11

8

11

Не стал(а) бы голосовать

16

12

10

12

Не знаю, стал(а) бы голосовать или нет

11

10

12

12

 

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (один ответ; закрытый вопрос; в %% от тех респондентов, КТО ГОТОВ ГОЛОСОВАТЬ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ И ОПРЕДЕЛИЛСЯ С ПАРТИЕЙ)

янв.16

фев.16

мар.16

апр.16

май.16

Единая Россия (Д. Медведев)

65

64

59

60

53

Коммунистическая партия (КПРФ) (Г. Зюганов)

16

17

19

15

21

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (В. Жириновский)

8

10

10

10

14

Справедливая Россия (С. Миронов)

5

4

5

5

4

Партия прогресса (А.Навальный)

2

1

1

1

1

Коммунисты России (М. Сурайкин)

1

2

1

Гражданская сила (К. Быканин)

1

Патриоты России (Г.Семигин)

1

<1

<1

<1

1

Гражданская платформа (Р.Шайхутдинов)

1

<1

1

1

<1

Родина (А. Журавлев)

1

1

1

1

<1

Яблоко (Э.Слабунова)

1

<1

<1

<1

<1

Альянс зеленых – Народная партия (А. Закондырин)

1

1

<1

1

ПАРНАС (М. Касьянов)

<1

<1

<1

<1

<1

Партия роста (Б. Титов)

<1

<1

<1

Российская партия пенсионеров за справедливость (Е. Артюх)

<1

Российская экологическая партия “Зеленые” (А. Панфилов)

<1

Другие

1

1

<1

1

<1

Испортила (а)/ унесла (ла) бы бюллетень

2

2

3

2

**

 

КОММЕНТАРИЙ ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

 

 По сравнению с началом года, снизилась доля россиян, собирающихся принимать участие в предстоящих думских выборах. Каждый второй респондент, из тех, кто готов голосовать и определился с партией, отдал бы свой голос за “Единую Россию” (53%). На втором месте – КПРФ (21%), на третьем – ЛДПР (14%).

**

 

НАШ КОММЕНТАРИЙ

 

 1. Судя по ответам опрошенных, рассчитывать можно на явку порядка 50% избирателей: обещают «совершенно точно» голосовать на этих выборах (конечно, «если только до этого момента со ними ничего не случится») только 19%; «скорее всего» будут голосовать на выборах в Госдуму – 25%. Остальные: либо «не знают», будут голосовать или нет (26%), либо «сомневаются», что будут голосовать (12%), либо «уверены», что голосовать на выборах в Госдуму не будут (14%). (5% затруднились с ответом).

2. Итак, более или менее уверены, что примут участие в этих выборах: 19 + 25 = 44%. Этот показатель ниже того, что был, скажем, в январе 2016: 21 + 30 = 51%.

3. ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?

Здесь уверенно отказываются от участия в выборах 13%  всех опрошенных и еще 12% «не знают», стали бы голосовать или нет. То есть политический (электоральный) абсентеизм предстает не сто ярко выраженным, как в ответах на предыдущий вопрос.

4. Лидером среди конкурирующих политических партий при ответе на данный вопрос выступает «Единая Россия», впрочем, с не слишком высоким показателем – 35% от общего числа опрошенных. На втором месте – КПРФ (14%), на третьем – ЛДПР (9%). Все остальные партии набирают два-один и меньше одного процента голосов (напоминаем  - от общего количества опрошенных). «Не знают», за какую парию стали бы голосовать - 11%.

5. Понятно, что если пересчитать эти данные в процентах от числа тех респондентов, кто готов голосовать на этих выборах и определился с партией, то показатели будут выше: у «Единой России» - 53%, к КПРФ – 21%, у ЛДПР – 14%. Таким образом, СЕГОДНЯ  5-процентный барьер для прохождения в Думу уверенно преодолевают только три партии. Шансы остальных зависят от результатов предвыборной кампании.

6. Таков электоральный «пейзаж» за три месяца до того, как избиратели пойдут на выборы (18 сентября 2016). За предстоящие три месяца картина может измениться, но вряд кардинально.

А. Алексеев. 9.06.2016.

 

 

(18)

 

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ,

ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

И НАПРАВЛЕНИИ ХОДА ДЕЛ В СТРАНЕ

 

…В том, что касается повседневной жизни, материального положения, потребления семьи, - мнение о нарастающем ухудшении становится если не всеобщим, то господствующим. К этому же состоянию приближается и негативная оценка того, как правительство России справляется с задачами борьбы с кризисными тенденциями. Уже перестало быть преобладающим мнение, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении… А. Алексеев. (По материала Левада-центра).

 

Опрос проведен в мае 2016 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%/ 4,1 % для показателей порядка 50%.

 

ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО В РОССИИ СЕЙЧАС - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС?

1602

% от числа опрошенных

% от числа ответивших

   1, определенно согласны

760

47,4

47,4

   2, скорее согласны

563

35,1

35,1

   3, скорее не согласны

169

10,6

10,6

   4, определенно не согласны

42

2,6

2,6

   9, затрудняюсь ответить

68

4,2

4,2

     нет ответа:

0

0

    --

 КАК ДОЛГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БУДЕТ ДЛИТЬСЯ ЭТОТ КРИЗИС? (в %% от тех, кто считает, что в России сейчас - кризис)

1323

 

 

   1, 2-3 месяца

10

0,8

0,8

   2, полгода

46

3,5

3,5

   3, год или полтора

189

14,3

14,3

   4, не менее двух лет

337

25,5

25,5

   5, кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет

325

24,6

24,6

   6, сейчас трудно сказать, как долго он будет длиться и насколько глубоким он окажется

296

22,4

22,4

   9, затрудняюсь ответить

118

9

9

     нет ответа:

0

0

    --

 ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, НАПРИМЕР, О МЕРАХ, КОТОРЫЕ ОНО ПРЕДПРИНИМАЕТ ДЛЯ БОРЬБЫ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ, ИНФЛЯЦИЕЙ, БЕЗРАБОТИЦЕЙ И Т,П,, ТО КАК, ПО-ВАШЕМУ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТИМИ ЗАДАЧАМИ?

1602

 

 

   1, хорошо

62

3,9

3,9

   2, средне

769

48

48

   3, плохо

698

43,6

43,6

   9, затрудняюсь ответить

73

4,5

4,5

     нет ответа:

0

0

    --

 КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ УЖЕ САМЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ОБРАЗОМ СКАЗАЛИСЬ НА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ - ИЛИ КРИЗИС ПОКА ЧТО МАЛО СКАЗЫВАЕТСЯ НА НЕЙ?

1602

 

 

   1, кризисные явления в экономике России серьезным образом сказались на повседневной жизни нашей семьи

892

55,7

55,7

   2, кризис пока мало сказывается на повседневной жизни нашей семьи

614

38,3

38,3

   9, затрудняюсь ответить

97

6

6

     нет ответа:

0

0

    --

  ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ХАРАКТЕР ПОВСЕДНЕВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПИТАНИЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЛЕКАРСТВ, ПОЕЗДКИ НА ТРАНСПОРТЕ И Т,П,) ВАШЕЙ СЕМЬИ В ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ИМЕННО?

1602

 

 

   1, Значительно улучшился

38

2,4

2,4

   2, Несколько улучшился

60

3,8

3,8

   3, Не изменился

540

33,7

33,7

   4, Несколько ухудшился

716

44,7

44,7

   5, Значительно ухудшился

227

14,2

14,2

   9, затрудняюсь ответить

21

1,3

1,3

     нет ответа:

0

0

    --

  ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ В СВЯЗИ С НЫНЕШНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ДЕЛ В СТРАНЕ ,,,

1602

 

 

   1, экономить на питании, повседневных расходах

831

51,9

51,9

   2, покупать более дешевые товары длительного пользования и т,п, или вообще отказываться от их приобретения

869

54,3

54,3

   3, отказаться от покупки автомобиля, жилья, загородной недвижимости

327

20,4

20,4

   4, сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них

555

34,7

34,7

   5, сократить затраты на образование, лечение или вообще отказаться от них

230

14,3

14,3

   6, тратить сбережения

159

9,9

9,9

   7, не пришлось делать ничего из перечисленного

197

12,3

12,3

     нет ответа:

0

0

    --

 КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РУКОВОДСТВУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСАМИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, И ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ?

1597

 

 

   1, считаю, что власть руководствуется интересами таких людей, как я

271

16,9

16,9

   2, нет, власть в России в принципе не приучена уважать таких людей, как я, и считаться с нашими интересами; ей нужны лишь наши голоса на выборах, да налоги, что мы платим

435

27,2

27,2

   3, нет, власти в России не нужны такие люди, как я; ее интересуют совсем другие люди, их интересами она и руководствуется

271

16,9

16,9

   4, нет, власть в России не несет никакой ответственности перед такими людьми, как я; она от нас не зависит и нам не подконтрольна

248

15,5

15,5

   5, нет, жизнь в России так устроена, что власть сама, без нас, определяет интересы таких людей, как я, а нам ничего не остается, как это терпеть

332

20,8

20,8

   6, нет, такие люди, как я, еще не научились руководствоваться собственными интересами, осознавать и отстаивать их; мы сами виноваты в том, что власть не руководствуется нашими интересами

163

10,2

10,2

   7, нет, власть в России и не должна руководствоваться интересами таких людей, как я; она руководствуется интересами государства

79

5

5

     нет ответа:

5

0,3

    --

 ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?

1602

 

 

   1, дела идут в правильном направлении

783

48,9

48,9

 

   2, страна движется по неверному пути

528

33

33

 

   9, затрудняюсь ответить

291

18,2

18,2

 

**

 

НАШ КОММЕНТАРИЙ

 

 1. Итак, 82,5% всех опрошенных, с разной степенью уверенности, согласны с мнением, что в России сейчас экономический кризис. Около четверти (24.6%) респондентов полают, что «кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет», еще четверть (25,5%) отводят ему срок не менее двух лет, около 20% оценивают его продолжительность в год-полтора и меньше, остальные затрудняются ответить на соответствующий вопрос.

2. 43,6% всех опрошенных, отвечая на вопрос о том, как правительство России справляется с задачами борьбы с финансовым кризисом, инфляцией, безработицей и т.п., отвечают: «плохо справляются». 48% считают, что «справляются средне» и лишь 4% дают предпринимаемым правительством в этой связи мерам положительную оценку.

3. 55,7% всех опрошенных утверждают, что   кризисные явления в экономике России (уже) серьезным образом сказались на повседневной жизни их семьи. 38,3% считают, что кризис пока мало сказывается на повседневной жизни их семьи.

4. 58,9% всех опрошенных отмечают, что характер повседневного потребления (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п.) их семьи в последние 12 месяцев «несколько» или «значительно» ухудшился. 33,7% не усматривают изменений в данном вопроса, и лишь 6,2% отмечают некоторое улучшение.

5. Отвечая на вопрос «приходится ли Вам в связи с нынешним положение дел в стране…», 51,9%  отвечают утвердительно относительно экономии на питании, повседневных расходах,  54,3% - относительно покупки более дешевые товаров длительного пользования и т.п. или вообще отказа от их приобретения, 34,7% - относительно сокращения затрат на развлечения, отдых или вообще отказа от них. Лишь 12,3% никак не ограничивают себя в потреблении благ и услуг, будь то  повседневное питание (у лиц с низким потребительски статусом) или приобретение автомобиля или недвижимости (у лиц с высоким потребительским статусом).

6. Примечательно распределение ответов на вопрос: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РУКОВОДСТВУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСАМИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, И ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ?». Положительно ответили на этот вопрос лишь 16,9% всех опрошенных. Остальные выбрали ответы:  «нет, власть в России в принципе не приучена уважать таких людей, как я, и считаться с нашими интересами; ей нужны лишь наши голоса на выборах, да налоги, что мы платим» (27,2%), «нет, власть в России не несет никакой ответственности перед такими людьми, как я; она от нас не зависит и нам не подконтрольна» (16,9%), «нет, жизнь в России так устроена, что власть сама, без нас, определяет интересы таких людей, как я, а нам ничего не остается, как это терпеть» (15,5%). 7. Обратим внимание на вариант ответа: «нет, такие люди, как я, еще не научились руководствоваться собственными интересами, осознавать и отстаивать их; мы сами виноваты в том, что власть не руководствуется нашими интересами»; его выбрали 10,2% респондентов. И еще один  - «суперлояльный» и «самоуничижительный» - вариант  ответа: «нет, власть в России и не должна руководствоваться интересами таких людей, как я; она руководствуется интересами государства». По счастью его выбрали лишь 5%/ опрошенных.

8. И, наконец: «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?». Считают, что дела идут в целом в правильном направлении менее половины (48,3%) всех опрошенных. Остальные полагают, что страна движется по неверному пути (33%) или затруднились ответить на этот вопрос (18,2%).

9. Подводя итог, отметим:

А. Судя по материалам настоящего опроса, экономический кризис серьезным образом сказался на повседневной жизни уже большинства (свыше половины) населения России. Более, чем у половины изменился в худшую сторону характер повседневного потребления (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п,).  Половина уже вынуждена экономить даже на питании и повседневных расходах, не говоря уж о приобретении товаров длительного пользования, развлечениях и т. п.

Б. Около половины взрослых граждан России считают, что правительство страны плохо справляется с задачами борьбы с финансовым кризисом, инфляцией, безработицей и т.п. В лучшем случае один человек из пяти согласен с мнением, что российская власть руководствуется интересами «таких людей, как я».  Менее половины считают, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении.

10. Как видим, в том, что касается повседневной жизни, материального положения, потребления семьи, - мнение о нарастающем ухудшении становится если не всеобщим, то преобладающим. К этому же состоянию приближается и негативная оценка того, как правительство России справляется с задачами борьбы с кризисными тенденциями. Уже перестало быть приоритетным мнение, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении.

11. Из этих трезвых наблюдений и реалистичных оценок большинства, однако, пока не следует, что имеют место адекватное массовое понимание причин сложившегося положения и усмотрение путей выхода из него. Особенно последнего, в общем, не следует и ожидать от «общественного мнения». Однако не вытекает из этого «среза» массового сознания даже нарастания «потенциала недовольства», не говоря уж о готовности к протестным действиям и т.п.

12. Пока идет «подготовительный этап» грядущих общественно-политических преобразований, стимулируемых экономическим и (также!) политическим кризисом. Его эскалация тормозится массированным идеологическим и пропагандистским воздействием, со стороны власти. Но эффективность последнего тем меньше, чем сильнее давление экономического положения на бытие и сознание людей.

 

А. Алексеев. 11.06.2016

**

 

Вместо заключения

 

Основные выводы из всего вышесказанного можно объединить в две группы: содержательные и методологические выводы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ. Эти выводы, как правило, формулировались по ходу представления и обсуждения эмпирических данных. Не станем повторяться. Обратим лишь внимание на то, что, при более пристальном социологическом рассмотрении, российское общество и массовое сознание предстают вовсе не такими уж ущербными, как это фигурирует в некоторых социальных диагнозах.

Да, общество, будучи подвержено жесточайшему идеологическому облучению, обработке и вроде поддающееся этому пропагандистскому давлению, тем не менее, даже и в сфере общественно-политической, вовсе не утрачивает окончательно здравый смысл и критический взгляд. Хочется возразить против гипертрофии элементов «рабского» сознания, некритического восприятия (приятия) любых действий верховной власти, иждивенческих, патерналистских настроений и т. п.

Да, российское массовое сознание заражено (и не сегодня, но сегодня эта болезнь особенно «культивируется») вирусом «имперства» («КрымНаш» и т. п.) и  этакого «мессианского» противопоставления себя всему миру. Но не так уж, оказывается, мала и доля тех, кто сохраняет иммунитет от распространяющихся аморализма, утилитаризма и ксенофобии.

С другой стороны, вовсе не подавляющим является большинство (все-таки большинство!) готовых поддерживать существующий порядок вещей и не видящих (не желающих видеть) ему альтернатив. А если еще учесть, что это большинство целиком погружено в проблемы текущего выживания, то вовсе не удивительна его формальная лояльность (ныне приближающаяся к  ситуации времен позднесоветского застоя).

Что касается фанатических защитников режима (типа «порву за Путина!») то их доля в разы меньше поддерживающих (якобы поддерживающих) этот режим. Другое дело, что эта субстанция всегда наверху плавает и потому более заметна.

Что касается МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ выводов. Вышеприведенный анализ лишний раз демонстрирует необходимость принципиального различения эмпирических данных и их интерпретации. При ближайшем рассмотрении, при незашоренном взгляде, особенно, при рассмотрении всякой данной цифры в контексте, - и социальный диагноз, и социальный прогноз существенно валидализируются.

Эмпирические результаты, в частности, опросов общественного мнения суть не только очевидность, но и ВИДИМОСТЬ. И если сопоставить одни данные с другими, если учесть особенности инструментария, которым эти данные получены, если принять во внимание условия их получения и т. д., то может быть сделан вывод, что вовсе не солнце «вертится» вокруг земли, а ровно наоборот.

Исходя из сказанного, мы придаем первостепенное значение – КОММЕНТАРИЮ к табличным материалам опросов.

 

А. Алексеев. Март-июль 2016

 

 

comments powered by Disqus