01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Начало)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / 35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Начало)

35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Начало)

Автор: А. Алексеев; С. Минакова — Дата создания: 28.02.2017 — Последние изменение: 07.03.2017
Из книги: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. 2012.

 

 

 

 

См.: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1.  2012 Электронный ресурс. (http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 )

 

ОПЫТ ИЗЫСКАНИЙ

В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Содержание

 

1.1. "Скажи мне, чем ты увлечен?.." (Человек и время)

 

1.2. Социальный опыт, общая направленность и динамизирующие силы личности (C. Минакова и А. Алексеев)

 

1.2.1. Доминанта как мировосприятие и поведение

1.2.2. О поведенческой и ценностной направленностях   

       личности

1.2.3. Как вам живется... (тест на выявление  

       поведенческой направленности личности)

1.2.4. Общая направленность личности и жизненные

       самооценки

1.2.5. Ради чего мы живем (тест на выявление

       ценностной направленности личности)

1.2.6. "Ради чего мы живем?": опыт применения методики

 

1.3. Что такое счастье

 

1.3.1. «Способ быть счастливым (социально-

            психологический этюд)»

1.3.2. Счастье – дар, который сумели принять

**

 

Ремарки:

 «...Человек - творец времени...» (раздел 1.1); «Проблема с острым сюжетом...» (1.1); …и еще раз – Ухтомский (1.2); Открываем Ухтомского  (1.2.1); Идея витает в воздухе (1.2.1); Методика работает! (1.2.2);  «В тяжести возрастает пальма!» (1.3.1); Совпадение независимо полученных результатов (1.3.1); Интегральное представление о счастье (1.3.2)

 

Предуведомление

В первоначальной рукописи книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (версия 1999-2001 гг.) был достаточно широко представлен опыт авторских изысканий в области социологии личности, являющийся плодом творческого сотрудничества со Светланой Федоровной Минаковой, особенно активного во второй половине 1970-х – первой половине 1980- х гг.

С. Минакова – автор концепции общей (поведенческой) направленности личности и закономерностей перехода от одной направленности к другой в процессе жизни - и А. Алексеев, разрабатывавший в то время динамический подход к исследованию образа жизни и концепцию жизненного пути как смены способов жизни, объединили свои усилия в данной предметной области. Наряду с теоретическими штудиями, ими был совместно разработан и опробован ряд методик – тестов на выявление поведенческой и ценностной направленностей личности.

В издание книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (2003-2005) все эти материалы не вошли, за исключением реферата доклада А. Алексеева «Структура жизнедеятельности, жизненный процесс, динамика жизнеощущения личности на Круглом столе «Жизненный путь личности» (Киев, сентябрь 1981 г.), выполненного Р. Ленчовским, а также текста статьи А. Алексеева и С. Минаковой «Способ быть счастливым (социально-психологический этюд)», опубликованной ранее в журнале «Нева» (1982, № 3).

Полагая эти материалы достаточно интересными и заслуживающими внимания современного читателя, автор собрал их вместе (собственно и «собирать» не понадобилось: они были достаточно «кучно» расположены в основном в главе 5 указанной первоначальной версии книги «Драматическая социология…»)  и ныне предлагает их на суд коллег.

Андр. Алексеев. Июнь 2012

 

1.1. «СКАЖИ МНЕ, ЧЕМ ТЫ УВЛЕЧЕН?..»

(ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ)

 [Ниже - статья, написанная в соавторстве с С. Минаковой и опубликованная, под названием «»Скажи мне, чем ты увлечен?..»  (проблема с острым сюжетом)», в журнале: Литературное обозрение (1980, № 9). Здесь публикуется в сокращении. - А. А.]

 

Человек читающий и время - попытаемся уточнить некоторые конфликтные ситуации, скрытые за скромным соединительным словом «и».

Во-первых, многие озабочены тем, что не успевают читать столько, сколько бы им хотелось. Почему? На этот счет имеется богатая палитра оправданий-клише, мало отличающихся от заклинаний: «текучка», «постоянная спешка». Вспоминают при этом «информационный взрыв», ссылаются на «стремительно возросшие темпы жизни».

Удастся ли людям преодолеть эти перенапряжения или самим Временем они обречены читать все меньше, от случая к случаю, урывками, стоя в автобусе, на эскалаторе метро, в очереди в столовой самообслуживания?

Во-вторых, способствует ли наше нынешнее бытие совершенствованию читательского выбора или деловой ритм эпохи НТР так и не позволит большинству читателей вникнуть, углубиться, припасть к литературе как источнику духовного обогащения и вдохновения, а само чтение может окончательно превратиться в пассивный отдых - способ развлечения, который дает возможность без труда получить некую информацию?

Вызывает также беспокойство, что некоторые люди, ограничивая досуг телезрелищами, прослушиванием пленок и дисков, не читают вовсе. Выживет ли в этой ситуации Читатель как таковой или Молох времени сотрет этого страдальца жерновами «растущих скоростей» и «технологического отдыха»?

Обычно дальнейшее обсуждение проблемы чтения складывается следующим образом: все, кто пока еще читает, а заодно и те, кто уже почти не читает, не говоря уж о тех, кто не читает совсем (но, конечно, читал бы, если бы не «окаянное время»!), удобно располагаются на местах для пострадавших.

 

Источник всех бед?

Социологи и психологи, писатели и читатели, умудренные жизнью пенсионеры и юноши, обдумывающие житье, - все обращают указующий перст на Время.

Это оно утомляет, выматывает на работе, втискивает в автотранспорт, заставляет стоять в очереди, повышает потребность в разрядке. Это время ограничивает для нас возможности активного самопроявления, не давая соединиться с мудрой Книгой, усаживая на целый вечер перед телевизором, заставляя часами бездумно раскачиваться в такт «машинным мелодиям».

Довольно суровой оказывается критика. Например, одни социологи говорят: плохо, что времени мало, особенно свободного, - человек просто не в состоянии взяться на досуге за что-либо значительное.

Другие считают: плохо, что времени много, особенно свободного, - именно его избыток может стать даже «криминогенным фактором» - источником правонарушений. Скажем, печальный опыт молодых людей, отбывающих наказание в колониях, свидетельствует: до осуждения они располагали избытком свободного времени и не знали, как его убить.

Тот же фактор оказывает неблагоприятное влияние и на некоторых отцов семейств - тех, которые освобождены от домашних дел. По мнению некоторых социологов, эта степень их «раскрепощенности» может даже служить относительным показателем уровня пьянства.

Какая разноголосица мнений! «Раскритикованное» со всех сторон время уже просто не в состоянии угодить каждому. Но виновато ли оно? Правомерно ли видеть в нем такого многоликого злодея, если Время вовсе не субъект деятельности?

Кто в конце концов творит время? Не является ли время временнОй структурой нашей собственной повседневной деятельности?  Не являются ли многие его «грехи» и «недостатки» нашими собственными грехами и недостатками? Не лучше ли обратиться к самокритике вместо того, чтобы пытаться вызвать сострадание и жалость, выступая лишь в качестве пострадавших от недостатка времени, от избытка времени, от диктата времени?

 

Этот изменчивый лик...

Что есть время? Десятки раз в различных аудиториях с помощью экспресс-анкет задавался нами этот вопрос.

Привычное, ставшее ныне обыденным понятие времени ежедневно, ежечасно, ежеминутно употребляемое всуе и в суете, казалось бы, стершееся в этом своем массовом употреблении, именно при массовом опросе неожиданно явило свои особенности - многоликость, многогранность, многозначность, а также головокружительную глубину.

Время, которое заставляет нас вздрагивать при виде быстро вращающихся стрелок на циферблате, и время, которое мы «прожигаем»; время, которое «пропускаем через себя», и время, которое творим; нас ограничивающее и торопящее, заставляющее «наверстывать упущенное» и мучиться в часы тоскливых ожиданий и бесполезных дел. Свободное или творческое время и время функциональной суеты - «текучка».

Время-эпоха, которое предписывает нам отношения, рисунок поведения, потребности, идеалы, цели, образ мыслей и способы выражения чувств. Время-деньги, то есть отчужденное время, и противоположное - время, которое и есть само Богатство.

Время как шкала для измерения скорости сменяющих друг друга событий, как экономическая категория. Субстанциональное время и время релятивистское. Абсолютное и относительное. Объективное и субъективное. Социальное, идеологическое, психологическое (перцептивное) и индивидуальное время. Наконец, время Жизни и время Бытия. Вот далеко не полный перечень того, чем может быть, чем является эта сменяющаяся, неодолимая и приручаемая, беспощадная и благотворная стихия - этот вихрь, это стоячее болото, шквал и тихая заводь, это мгновение и вечность, банальность и величайшая тайна - ВРЕМЯ.

Задумываясь о сущности времени, каждый «выбирает» для себя тот его аспект, который всего ближе к его мироощущению. А поскольку эпоха (время) предопределяет мироощущение, то сегодня среди ответов анкетируемых обычно преобладают рационалистический и прагматический подходы к понятию времени.

Чаще всего люди рассматривают его как некоторое мерило. На втором месте по количеству ответов оказалось время как некий «ограничитель», будь то деятельности (в сутках 24 часа), жизни (короткий век!), свободы (не всегда делаем то, что хотим).

Считанные единицы вспоминают о философской сущности времени, о том, что время - форма бытия материи, и лишь два-три человека из тысячи интуитивно смогли схватить самое суть взаимоотношений Человека и Времени: человек не только пленник в руках слепого, вечного, беспощадного времени, он его творец. <...>

 

Ремарка: «...человек - творец времени...»

Если бы авторы этой статьи тогда были знакомы с трактатом русского философа Валериана Муравьева «Овладение временем как основная задача организации труда» (1924), они наверняка сослались бы здесь на него:

«...В частности, в вопросе о времени, мы должны внимательно отнестись к тому, что эта проблема, занимавшая умы людей с самого начала человеческой истории и служившая предметом размышлений величайших мыслителей всех веков, в настоящее время усиленно сосредотачивает на себе внимание философской и научной мысли, причем намечаются новые к ней подходы.

В самом деле, можно указать, помимо фантастических гипотез художников (выше упоминался рассказ Г. Уэллса «Машина времени».  - А.) на постановку этого вопроса сейчас в главнейших областях человеческого знания.

В области философии мы имеем в начале XX века учение Бергсона (здесь и далее выделено мною. - А.), остовом которого является идея времени, понимаемого французским мыслителем как duree concrete, или как конкретная длительность.

В области физики, механики и математики было создано трудами целого ряда мыслителей, а завершено работами Эйнштейна столь нашумевшее в последнее время учение об относительности времени...

Наконец, в области естествознания, главным образом, биологии, ставятся на очередь все в большей и большей степени вопросы искусственного изменения организмов. Опыты эти являются как бы преддверием к настоящему лабораторному творчеству жизни или, во всяком случае приближением к нему... В особенно важны с этой точки зрения поразительные опыты омоложения...

Все эти искания, несмотря на их разнородность и различные их задачи, можно объединить в отношении их общего основного взгляда на время. В отличие от признания абстрактного времени, мы имеем в них стремление свести время к реальным фактам, заменить самую проблему времени вопросом об отношении вещей. Так, Бергсон приходит к идее тождественности времени и реальности. Эйнштейн, по существу, сводит время к отношениям вещей. Новая биология не ставит теоретического вопроса о времени, заменяя его вопросом о жизни...

Таким образом, в учении Бергсона, в теории Эйнштейна и в опытах по созданию жизни мы имеем три различных подхода в единой проблеме - к проблеме познания времени и овладения им...» (В.Н. Муравьев. Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998, с. 99-100).

(Июнь 2000).

 

<...> Можно бесконечно рассматривать многообразие проявлений времени, но во всем этом многообразии есть главное, основное, схватываемое философским пониманием (да не убоится читатель этого пути - только по видимости далек он от жизненной конкретности). Это - фундаментальное представление о Времени как форме, структуре, способе отношений элементов всякой развивающейся системы, а Человек - именно такая система.

Если согласиться с поэтическим «Человек - это космос» и с философским «Человек - это социальное качество (сущность, структура)», то естественно предположить, что каждому человеку присуща его собственная структура деятельности, отражающаяся в индивидуальном бюджете времени.

 

Кто прогибает «жесткие конструкции»

Человек, борющийся со временем, подчиняющий себе время, человек, сломленный временем, и человек, победивший время, - это не просто метафоры.

Как и весь материальный мир, время было до человека. Вступая в жизнь, человек наталкивается на временнЫе структурные ограничения. Да, неумолимое физическое время отпускает нам 24 часа в сутки. Биологическое время немного щедрее: «отпустив» человеку добрую сотню лет жизни, оно утробно требует жертвоприношений на сон, питание, гигиену, воспроизводство, лечение и прочее. Социальное время - тоже жесткий диктатор. Это время на работу и связанное с работой, это время на ритуалы, обычаи, моду.

С появлением классового общества социальное время (как и сама деятельность) отчуждается от индивида. Оно втискивает человека в свой ритм, навязывает темп, диссонирует с биологическим временем, порой рвет в клочья время психологическое. Структура социального времени укреплена законами и моралью.

Социальная временнАя структура накладывается на биологическую, все это втискивается в физические структуры. В результате человек предстает вечным пленником всей этой прочной, наперед заданной, не им построенной конструкции временнОго континуума, где, казалось бы, все регламентировано: сколько жить, когда и сколько работать, когда и сколько спать, сколько и что любить, читать, смотреть и так далее.

На первый взгляд кажется, что просто невозможно что-либо изменить в этой жесткой конструкции; приспособиться и функционировать в заданных природой и обществом узких рамках - вот извечный удел человека.

Однако специальные исследования показывают, что жизненная активность личности в том и состоит, что она, личность, частично преодолевает жесткий диктат временнЫх структур.

Объективно заданные структурные временнЫе ограничения буквально «прогибаются» под напором человеческой активности.  Например, биологическое время. То мы «сжимаем» его, ограничивая время естественного воспроизводства (еще один ребенок!) в пользу свободного времени, то, наоборот, непомерно растягиваем, почти полностью посвящая себя приобретению продуктов, приготовлению пищи, созданию бытового комфорта как самоцели.

Даже объективно заданные и законодательно установленные границы рабочего времени претерпевают некоторую деформацию в зависимости от социально-психологической сущности личности. У лиц, ориентированных на профессиональную деятельность, рабочее время, как правило, больше нормативного, тогда как у ориентированного на учебу, общественную работу, быт и т. д. собственно рабочее время «сжимается», - общественники урывают от него время для организации мероприятий, спортсмены едут на сборы и соревнования, участники художественной самодеятельности отпрашиваются на очередной концерт, ориентированные в семейно-бытовую сферу женщины обсуждают покупки или обмениваются опытом кулинарного искусства, заочник ломает голову над задачей по теоретической механике.

Социально активный «человек, в котором его собственное осуществление выступает как собственная необходимость, как нужда» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 296), прогибает жесткие границы социальной временнОй регламентации.  Происходит перераспределение, перестройка временнЫх структур, раздвигаются временнЫе рамки той сферы деятельности, в которую человек вовлечен, и соответственно сжимается пространство других сфер. Возникает индивидуальный рисунок жизнедеятельности, конкретный способ жизни.

Бюджет времени человека есть более или менее точное отражение его субъективной, социально-психологической сущности - общей направленности его личности.

 

«Хочу - не хочу!..»

Именно исследования бюджетов времени представителей различных групп населения показали, что сущность личности проявляется в системе предпочтений повседневной деятельности. Что делать и как долго это делать - два фундаментальных вопроса, которые мы решаем не только в экстремальных, жизненно значимых ситуациях, совершая Поступок, но и ежедневно, ежечасно, когда, не задумываясь, с поразительным упорством воспроизводим свой собственный индивидуальный рисунок жизнедеятельности. Особенно ярко проявляется эта закономерность в свободное время, когда наше сущностное «хочу - не хочу» звучит в полный голос.

Воспользуемся некоторыми данными из личного исследовательского опыта. На протяжении ряда лет велись обследования студентов вечернего факультета одного из ленинградских вузов и инженеров - выпускников этого вуза. [1]

Оказывается, что многие инженеры, окончив институт, именно в пору, когда в их распоряжении больше свободного времени (позади 6-7 лет совмещения работы и учебы, уже подросли дети, получено благоустроенное жилье, вырос материальный достаток), заметно снижают свою культурную, в частности читательскую, активность.  При этом из опросов явствовало, что инженеры как будто любят читать. В числе «любимых» занятий чтение занимало первое место.  Но тут же выяснялось, что почитать «некогда», что большей частью до чтения просто «руки не доходят».

Бюджеты времени беспристрастно фиксировали, что студент-вечерник «выкраивает» (в основном за счет сокращения временнЫх затрат на бытовые нужды) до 6 часов свободного времени в сутки. Из них 4 часа он тратит на учебу (включающую чтение общественно-политической и специальной литературы), а остальное свободное время у него посвящено в основном активным, развивающим личность занятиям, среди которых чтение (в частности, художественной литературы) тоже играет заметную роль.

После окончания вуза свободное время выпускников «сжимается» до четырех часов в сутки (в основном за счет увеличения временнЫх затрат на бытовые нужды). Из этого свободного времени не так уж много посвящено чтению, и ничтожен удельный вес самообразования.  Зато телесмотрение, которое инженеры поместили лишь на на третье место среди любимых занятий на досуге, занимает час с четвертью ежедневно (студент-вечерник тратит на это не более 15 минут в сутки).

Удивительнее всего то, что в связи с увеличением свободного времени в выходные дни расход его на «самое любимое» занятие - чтение увеличивается у инженеров всего на несколько минут, а на просмотр телепередач - на три четверти часа.

Получалось, что инженер сидит перед телевизором... против своей воли: не хочет, не так уж любит, сокрушается, что ему некогда почитать, а все-таки сидит.

Какая же сила удерживает инженера перед негасимым оком голубого экрана в ущерб тому же чтению? Эпоха НТР? Недостаток или, наоборот, избыток свободного времени? Темпы и ритмы?  Стрессы? «Стремительно возросшие» перегрузки?

Да ни то, ни другое, ни третье! Дело в том, что ни один из вышеперечисленных факторов непосредственно поведение человека не детерминирует. Инженер проводит бОльшую часть своего свободного времени перед телеэкраном в соответствии с присущей ему реальной системой предпочтений. Вместе с тем он рассматривает чтение как «самое любимое занятие» постольку, поскольку чтение в этой среде еще престижно.

 

«Верность себе» и автоматизм «несвободы»

Поведение индивида детерминируется, задается извне до тех пор, пока не сложилась структура его личности.

Поначалу главную заботу о регуляции поведения берут на себя родители, воспитатели, учителя и... писатели. В их лице Эпоха стоит у колыбели Личности. К сожалению, иные воспитатели (и в этом тоже влияние эпохи) склонны давать ребенку максимум знаний, не столь уж заботясь о самом главном - о формировании системы предпочтений будущего гражданина (он же - читатель). <...>

Общая направленность личности складывается тогда, когда человек, вступающий в самостоятельную жизнь, вовлекается в определенную сферу практической деятельности. Способности или первый успех, престижность или благоприятный психологический климат делают для него один из видов деятельности все более интересным, важным, необходимым. Это та деятельность, посредством которой человек реализует себя наиболее полно: в ней он получает удовлетворение, находит смысл своей жизни, раскрывает свои способности.

Наблюдения показывают, что можно выделить несколько характерных типов поведения людей, что эти типы повседневного поведения зависят от общей направленности личности (направленность на профессиональную деятельность, в сферу быта, на продолжение образования, в сферу любительской деятельности - хобби, на бессодержательный отдых и развлечения и т. д.).

Общая направленность личности в конечном счете определяет выбор того или иного варианта поведения. В ее подчинении находятся мотивы, интересы, стремления и так далее. Все они «держат равнение» на общую направленность, которая таким образом организует всю структуру личности, обеспечивая эффективную (с точки зрения данной направленности) деятельность и избавляя человека от мучительных раздумий и колебаний по поводу каждого шага.

Уже в этом проявляется коварная двойственная роль общей направленности личности: повышая эффективность деятельности, она способствует автоматизму поступков. В силу этого общая направленность оказывается вне самокритики.

Организованная таким образом структура личности лежит в основе также и механизма читательской избирательности: отбирается для чтения, ярче воспринимается, лучше запоминается то, что соответствует этой направленности личности; не вызывает интереса, отсекается все, что ей противоречит.

Было бы неправильно видеть в самоопределении только одну его сторону - свободу выбора. Чем более активной является жизненная позиция личности, тем более жестким становится самоограничение.  Направленность личности не только обеспечивает предрасположенность к определенным видам деятельности, но и принципиальное неприятие противоречащих ее содержанию занятий.

Так складывается фундамент для ежедневного, ежечасного выбора видов деятельности и их продолжительности, так складывается рисунок индивидуального поведения от сиюминутного, мгновенного выбора до всей жизненной истории индивида.

Так складывается, так формируется в конечном счете «время чтения», равно как и «круг чтения».

Роль общей направленности личности противоречива.  Сформировавшаяся направленность означает зрелость личности. Она препятствует распаду, разложению личности в самых неблагоприятных условиях, обеспечивая стойкость, «верность себе», своим идеалам, целям и так далее. Но именно общая направленность личности может стать также внутренним фактором «несвободы» и препятствовать формированию самых высоких потребностей или использованию новых возможностей для культурного, духовного развития.

В своей автобиографии Чарльз Дарвин пишет, что со временем потерял всякий вкус к живописи и музыке. «Эта странная и достойная сожаления утрата высших эстетических вкусов тем более поразительна, что книги по истории, географии, путешествия... и статьи по-прежнему продолжают очень интересовать меня. Кажется, мой ум стал какой-то машиной».

Несамокритичность, вытекающая из самой структуры личности, по-видимому, одно из общечеловеческих свойств. Немногие, подобно Чарльзу Дарвину, способны хотя бы сожалеть о сужении круга интересов. Большинство либо находит объективные причины («некогда», «текучка» и т.п.), либо активно, даже агрессивно защищает свою (самую лучшую!) направленность.

Обретя собственную целостную структуру личности, человек отстаивает ее, не вдаваясь в критический обзор того, что, собственно, он так ревностно оберегает. Словами Экзюпери, «глина, из которой он сделан, затвердела, и теперь, подобно термиту, он заделывает все выходы к свету».

Ясно, сколь легко и непосредственно эти соображения применимы ко времени и кругу чтения.

 

Чтобы освободиться от «удава»

Можно ли сломать узкие рамки человеческой ограниченности, освободить людей от цепей собственного рабства, от этого «удава» собственной субъективности? Сделать структуру личности открытой для любых возможностей, позволяющих приумножать ее духовное богатство?

Бюджет времени индивида - как бы моментальный снимок, отражающий структуру его личности в данный момент, или, если воспользоваться современным языком системного анализа, ее «функциональную статику». Но у личности есть и своя динамика. В разные периоды жизни у одного и того же человека могут быть обнаружены разные направленности личности (преобладающие вовлеченности, сферы интересов, временнЫе структуры жизнедеятельности). Переход от одного жизненного этапа к другому часто связан со сменой общей направленности.

Так произошло и в случае с нашими инженерами - выпускниками вечернего факультета ленинградского вуза. В течение 6-7 лет вся система их предпочтений была организована вокруг учебы, определяя собой одну из наиболее симпатичных структур личности. Но вот исчерпала себя эта сфера вовлеченности, круг интересов существенно изменился.

Не более трети инженеров после окончания вуза идентифицировались с профессиональной деятельностью, около половины погрузились в сферу быта или хобби, а пятая часть не обнаружила сколько-нибудь отчетливой направленности в ту или иную сферу жизнедеятельности.

Выпускники стали меньше заниматься самообразованием или читать не потому, что «устали» пока учились, а теперь вот уже много лет «отдыхают», а потому, что не нашли нового достойного объекта приложения жизненной энергии, стимулирующего соответствующий образ жизни.

Примечательно, что те немногие из обследованных инженеров, кто «загрузил» себя заочной аспирантурой или получил новую ответственную должность, не только сохранили, но и приумножили свою жизненную активность. Это люди, которые очень много успевают (в том числе и читать), несмотря на трудности совмещения производственной работы и научной деятельности или адаптации к новому кругу обязанностей. <...>

 

Вкратце

Здесь, во избежание повторений [2], опущена главка, под названием «Необходимо жизненное напряжение», где излагается концепция С. Минаковой о «трех фазах» развития личности: «овладение»; «плато»; «приспособление либо взрыв», - в «промежутках» между скачкообразными перестройками внутриличностной структуры, соответственно - сменами сферы вовлеченности и предмета общей направленности личности.

См. об этом подробно также ниже: раздел «Что такое счастье».

 

<...> Пусковым механизмом (поводом) такой перестройки [структуры личности. -  А. А.] может быть радость от соприкосновения с новым видом деятельности, новым человеком, иногда - с «переворачивающей душу» книгой.

 ***

Как видим, проблема «человек читающий и время» многоплановая и даже остросюжетная.

Вглядываясь в самую ее глубину, мы обнаруживаем решающую зависимость масштабов, содержания и форм читательской активности от социально-психологической структуры личности Читателя, столь наглядно высвечиваемой временнОй структурой его жизнедеятельности. Иногда говорят: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». С не меньшим, а может быть, и большим основанием можно заявить: «Скажи мне, чем ты увлечен, к чему стремишься, как строишь свою жизнь, и я скажу тебе, «остается ли» у тебя время на чтение и даже - с большей или меньшей степенью уверенности - что ты читаешь».

И последнее общее соображение: не время источник наших разнообразных, в том числе читательских бед. Всматриваясь в изменчивый лик Времени (времени-эпохи или времени-жизни) пора увидеть в нем свои собственные черты.

 

(Алексеев А, Минакова С. «Скажи мне, чем ты увлечен?..» (проблема с острым сюжетом) // Литературное обозрение? 1980, № 9).

 

Ремарка: «проблема с острым сюжетом...»

Статья, написанная для популярного журнала, разумеется, не претендовала на обзор философской, психологической и социологической литературы по проблеме «человек и время».

Здесь авторы сочли себя «вправе» ограничиться общей постановкой вопроса о человеке как «творце времени», об «использовании времени» как форме жизнепроявления и отношений, которые человек устанавливает между собой и миром. (Июнь 2000).

 

"...В целом бюджет времени индивида имеет рамки и ограничения, которые объективно заданы: физические границы суток и более длительных временных периодов, ограничения, накладываемые биологической природой человека (время, затрачиваемое на удовлетворение физиологических потребностей), структурные ограничения, задаваемые общественным способом производства (соотношение рабочего и внерабочего времени, социальные ритмы труда и отдыха и т.п.). Однако в этих объективно заданных временных рамках активно действующий индивид относительно свободен.

   Как объект воздействия природы и общества человек зависит от указанной структурно-временной регламентации, как субъект деятельности он стремится к ее преодолению, сообразно своимпотребностям и интересам. Социально активный "человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда" (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 596), как бы "прогибает" жесткие рамки физического, биологического и социального времени (выделено мною. А.]. Раздвигаются рамки именно тех статей бюджета времени, в которых реализуется общая направленность личности.

   ...Из наших исследований явствует, что большая часть  дополнительного свободного времени затрачивается индивидом на основное, доминирующее занятие, с которым он идентифицирован.

Величина свободного времени, оставшегося на другие занятия, может рассматриваться как обратный показатель силы направленности личности. Таким образом, данные бюджета времени позволяют выявить объект идентификации личности, систему предпочтений, общую направленность личности, а также силу этой направленности..."

Минакова С.Ф. Бюджет времени и общая направленность личности (по материалам исследования отношения рабочих и инженеров к продолжению образования). Автореф. канд. дисс. Л., 1979, с. 12-14.

 

[1] Эти обследования проводились С. Минаковой в 1970-х гг. среди студентов и выпускников вечернего отделения Ленинградского горного института в гг. Кировске, Апатитах и Мончегорске, Мурманской обл.

[2] См. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия (в дальнейшем: ДСиСА ) – Том 1, раздел 6.1.4.

 

(Продолжение следует)



comments powered by Disqus