01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

27 января – День памяти жертв Холокоста

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / 27 января – День памяти жертв Холокоста

27 января – День памяти жертв Холокоста

Автор: А. Алексеев (сост. композиции) — Дата создания: 27.01.2013 — Последние изменение: 27.01.2013
Участники: Российские и иностранные СМИ
Весь мир – арена Катастрофы. «У Победы соленый вкус». О Холокосте не забывают ни в Израиле, ни в Германии, ни в России, ни в других странах мира. А. А.

 

 

Из портала Министерства иностранных дел Израиля:

Международный День Памяти жертв Холокоста 2013

 

<…> В ноябре 2005 года Организация Объединенных Наций приняла решение отмечать день освобождения Освенцима, 27 января, как Международный День памяти жертв Холокоста, и призвала своих членов разработать учебные программы, призванные сохранить память этой трагедии и передать ее будущим поколениям. Восемнадцать государств мира приняли законы, согласно которым 27 января объявлено национальным днем памяти. <…>

В этом году темой Дня памяти жертв нацистов и их пособников избрано "Спасение во время Катастрофы - Мужество неравнодушия" - c целью отдать долг памяти и благодарности тем, кто жертвовал собой, чтобы спасти от смерти тех, кого преследовала кровожадная ненависть нацистов.

**

 

Из портала «ИТАР-ТАСС»:

В Еврейском музее и Центре толерантности в Москве прошла акция зажжения свечей в память о жертвах Холокоста

 

МОСКВА, 27 января. /ИТАР-ТАСС/. Акция зажжения свечей в память о жертвах Холокоста состоялась сегодня в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве. Главный раввин России Берл Лазар, принимая участие в акции, призвал, "никогда не забывать об ужасе Холокоста, как бы ни было больно". "Мы обязаны помнить о каждом погибшем человеке. Помнить о тех, кому чудом удалось остаться в живых. Помнить о том, что мы всегда в долгу перед солдатами Красной армии и армий союзников, которые своей кровью принесли мир Европе, спасли миллионы людей от рабства и мучительной смерти", - сказал он.

По его мнению, "мы должны сами подавать пример уважительного отношения к другим народам и культурам, и детей наших учить такому уважению с самого раннего возраста".

Мемориальная акция прошла на фоне собрания тематических плакатов под общим названием "У Победы соленый вкус". Экспозиция рассказывает об идеологии нацизма и планах "окончательного решения еврейского вопроса", об уникальной истории советского солдата-еврея, его стремлении воевать с нацизмом и победить, о необходимости восстановить справедливость и увековечить память жертв Холокоста.

С 2005 года 27 января стал Международным днем памяти жертв Холокоста. Эта дата приурочена к освобождению Красной армией Освенцима. Ежегодное поминовение жертв Холокоста призвано сохранить историческую память об уничтожении миллионов человеческих жизней в годы Второй мировой войны и осудить нацизм во всех его проявлениях, чтобы никогда более не допустить повторения трагедии геноцида.

**

 

 

 

 

 

 

 

Из портала «Голос России»: Мир вспоминает жертв Холокоста

27.01.2013

27 января в 1945 году советские войска освободили самый большой концлагерь Третьего рейха Аушвиц. По разным данным, всего фашистами за пять лет там были уничтожены от двух до четырех млн евреев. С теми, кто выжил, со свидетелями Холокоста встретился корреспондент "Голоса России" (АУДИО)

В Израиле, по данным статистики, сегодня проживает 200 тысяч бывших узников гетто и немецких концлагерей. Все эти люди непохожи друг на друга, у каждого своя судьба, своя биография. Но всех их объединяет одно. В годы Второй мировой войны они все должны были погибнуть. Как погибла вся семья профессора Лазерсона из Каунаса. Выжила только Тамара, его дочь. В 12 лет она попала в гетто, где начала вести дневник. Сегодня ее "Записки из каунаского гетто" опубликованы сразу на трех языках.

"Из 35 тысяч человек вырвали треть - 10 тысяч, самый нетрудоспособный элемент - стариков и детей. Из этих 10 тысяч один мальчик уцелел, прибежал в гетто и рассказал: всех расстреляли", - вспоминает женщина.

Тамаре удалось бежать. Ее спасла литовская женщина. Но чаще бывало наоборот. Местные жители на оккупированной территории с охотой "сдавали" евреев. Вспоминает Авраам Фукс.

"Мы скрывались в лесу. Мне было 19 лет, а брату 16. Мы голодали и обратились за помощью к местному жителю. Он обещал принести нам еды. Но вместо этого привел венгерских жандармов. Нас схватили, жестоко избили и отправили в гетто. Там мы встретили родителей, всю семью. Потом нас поездом перевезли в Аушвиц. Дальше вы знаете", - рассказал Фукс.

Что было дальше - теперь хорошо известно, по документам. Разнятся только точные данные о погибших. В Аушвице было уничтожено порядка полутора миллионов человек. Из них 150 тысяч - поляки, 100 тысяч - русские и более миллиона евреев. Самуэль Пизар, бывший заключенный, рассказывает, что, цитата - "это был ад на земле". И Аушвиц был не единственным лагерем смерти. После войны оказалось, что из всех учеников школы, где учился Самуэль Пизар, - 600 мальчиков и девочек - выжил он один. Самуэль Пизар сегодня - мировая знаменитость. Крупный ученый, юрист, бизнесмен. Был советником президента США. Теперь два его сына работают в администрации Барака Обамы. В общем жизнь удалась. Но профессор до сих пор ведет непростой диалог с богом. Многие евреи и сегодня задаются вопросом, почему бог не защитил свой народ.

"Есть моменты, где я не очень доволен богом. Я ему вспоминаю вещи, которые... Они очень критические...", - признается Пизар.

Термин Холокост из древнегреческого означает сожжение, точнее всесожжение - огонь, уничтожающий всех. Но в Израиле такое "окончательное решение еврейского вопроса" называют - Катастрофой - Шоа. Катастрофа коснулась всего народа и каждой семьи в отдельности. Говорит узник минского гетто Григорий Эльпер

"Я потерял близких родственников в концлагере. Девять человек. Это бабушка, сестры и пр. – Не боитесь, услышав музыку, расплакаться? –Я уже давно не плачу", - признается Эльпер.

Крупнейший в мире музей Катастрофы - иерусалимский музей Яд-Вашем - "Память и имя" - хранит имена 4 миллионов евреев, сгинувших в Катастрофе, и 23 тысяч "праведников". "Праведники народов мира" - это люди, которые ценой своей жизни спасали евреев от смерти. Один из них - Федор Михайличенко, советский военнопленный, в Бухенвальде опекал восьмилетнего мальчика Лелека. Много лет спустя главный ашкеназский раввин Израиля Меир Лау встретится с президентом СССР Михаилом Горбачевым и попросит его помочь розыскать Федора Михайличенко, своего спасителя. Меир Лау - один из самых уважаемых сегодня иудейских мудрецов, так и не нашел солдата Федора, не успел, он умер. Но имя его выбито на аллеи праведников. Куда Лау приводит время от времени всю свою огромную семью, у него восемь детей, пятьдесят внуков и пятеро правнуков.

"Федор воровал мне где-то картошку и варил из нее суп. Это было чудо. Он сделал мне из своего свитера шерстяную повязку на уши. Когда лагерь освобождали, он прикрыл меня своим телом от пуль. Он был красивым и молодым человеком, не евреем. Я не понимаю, зачем он рисковал ради меня. Этому нет рационального объяснения. Это только душа человека", - считает Лау.

Холокост для Израиля - это не просто трагическая страница истории. Это история конкретных людей, чудом переживших Катастрофу. И это главная идеология всей страны - никогда больше не допустить массового уничтожения евреев. Евреи должны уметь защищаться. Именно поэтому у евреев теперь есть своя страна и своя армия.

**

 

Из портала «Немецкая волна»:

Немецкий историк: Изучение Холокоста прекращать рано

27 января, день освобождения концлагеря Освенцим, провозглашено Международным днем памяти жертв Холокоста. В интервью DW историк Юлиане Ветцель рассказала о белых пятнах в истории Холокоста, о вторичном антисемитизме и необходимости борьбы с ним.

Юлиане Ветцель (Juliane Wetzel) уже несколько лет исследует различные формы проявления антисемитизма и правого экстремизма в Германии и за ее пределами. Сотрудница Центра исследования антисемитизма (Zentrum für Antisemitismus-Forschung) при Техническом университете в Берлине (Technische Universität Berlin) также является координатором независимой экспертной группы, которая регулярно представляет бундестагу отчеты о проблеме антисемитизма в Германии. В беседе с DW немецкий ученый рассказала о белых пятнах в истории Холокоста, о том, что такое вторичный антисемитизм и как с ним бороться.

DW: Ужасы нацистского режима вот уже 68 лет являются частью истории. Не считаете ли вы, что за это время эта тема была достаточно исследована? Может быть, нам уже все известно о Холокосте?

Юлиане Ветцель: Нет, это не так. Есть целый ряд недостаточно исследованных или вовсе не исследованных областей. Причина в том, что ряд архивов был открыт только сейчас. Например, бытует мнение, что большинство евреев погибли в концлагерях. На самом деле, это не так. Около двух миллионов евреев были массово расстреляны в бывшем Советском Союзе (после вторжения немецкой армии на его территорию в июне 1941 года и последующей оккупации значительной части страны - Ред.). Это произошло еще до того, как в концлагерях начали массово убивать людей. Мы даже не знаем точно, где именно их расстреливали. Существуют организации, которые только сейчас начинают заниматься этой тематикой. Все это - белые пятна в истории Холокоста.

- На какие вопросы ученые пытаются ответить сегодня?

- Например, что в то время люди знали о массовых убийствах евреев? Раньше считалось, что жители Германии не могли об этом знать, потому что все происходило где-то далеко. Зачастую не учитывался тот факт, что немало слухов и информации содержалось в письмах немецких солдат родным. Согласно результатам последних исследований, немцы действительно знали, что происходит, даже если о многом приходилось только догадываться.

- Как вы рассказываете молодому поколению о Холокосте?
- Самое главное на сегодняшний день - познакомить школьников с историческими фактами, не впадая при этом в морализаторство. Именно этот принцип должен стать основой обучения, но им руководствуются далеко не всегда. Со школьниками необходимо обсуждать целый ряд вопросов: что могли знать мирные жители? Насколько сильно срабатывал у жителей Германии механизм вытеснения ужасов войны после 1945 года? Как это сказалось на послевоенной истории Германии и почему? Это означает, что мы должны не останавливаться на 1945 годе, а понимать важность этой темы при принятии актуальных политических решений.
- В недавнем докладе независимой экспертной группы по проблемам антисемитизма, представленном бундестагу, вы перечислили различные современные проявления антисемитизма. Как они выглядят?

- Речь идет о так называемом вторичном антисемитизме. (Согласно докладу экспертной группы, этот термин используют для обозначения различных явлений, которые возникли в результате отрицания вины немцев. Для вторичного антисемитизма характерны такие проявления, как обвинение евреев в том, что они несут часть вины за преследования и "утверждение, что память о Холокосте используется как повод для финансового вымогательства" - Ред.). Проявления вторичного антисемитизма свидетельствуют о том, что люди пытаются вытеснить память о Холокосте или не хотят иметь дело с чувством вины и стыда.
Еще одна форма современного антисемитизма - это ненависть по отношению к Израилю. Она выражается, к примеру, в том, что политику Израиля сравнивают с Холокостом, утверждая, что израильтяне поступают с палестинцами так же, как когда-то поступали немцы с евреями. Происходит подмена понятий: жертв стилизуют под преступников. Эти две формы антисемитизма преобладают в Германии.

- Как, по-вашему, кто должен бороться с этими формами антисемитизма. Политики, гражданское общество или каждый человек по отдельности?

Существует взаимодействие между политикой, обществом и особенно учебными заведениями. Политики могут сигнализировать о своей готовности бороться с любой формой антисемитизма. Именно они поручили специальной комиссии собрать данные, на основе которых должна формироваться политика образования Германии. Темой учебных материалов, которые мы разрабатываем в Центре исследования антисемитизма, должны быть и современные проявления антисемитизма. Мы должны повышать квалификацию учителей, чтобы они могли передать свои знания ученикам. Ведь большинство замечают антисемитизм только тогда, когда речь идет о национал-социализме, а не о его проявлениях в современной форме.

comments powered by Disqus